Наконец-то нашла в интернете и предлагаю почитать женской аудитории Форума самую лучшую из знакомых мне книг про женскую йогу "Нава Йогини Тантры".
Тут всё - от истории до упражнений, от циклов до предназначения. Авторы дают прекрасные упражнения не только для пробуждения сознания, но и для преодоления общих и специфических женских заболеваний. Расширяют сферу представлений о женском пробуждении.
И немножко зацитирую:
"Практики Йоги подготавливают основу для осознания наших мыслей и действий в их болезненную ловушку. Шаксхи бхава, позиция беспристрастного осознания всего, что мы делаем, не есть болезненное отчуждение депрессии, это состояние, в котором нет осуждения, нет эмоциональной идентификации с нашими чувствами и мыслями. Есть простое отделенное осознавание. Такое положение действует как своего рода балласт во время эмоциональных штормов и приносит знание о себе, мир и гармонию. Вместо отождествления с собственными слабостями мы действуем с позиции силы.
Женщины должны проверить себя и неуклонно отождествляться со своими нуждами, желаниями и талантами, не оглядываться, соответствуют ли они традиционной женственности. Они должны начать осознавать свои обусловленные отношения к себе, чтобы понять, как эти отношения ограничивают их счастье и реализацию в мире. Идея жизни по некоторым внешним стандартам должна быть заменена саморегулирующимися принципами, основанными на знании себя. Йога обеспечивает женщин средствами достижения сокровенных знаний о самих себе и собирание их в гармоническое самоприятие. Йога собирает ум, генерирующий новые волевые силы. Она отпускает энергии, с помощью которых женщине передается новая мощь, подготавливающая средства реализации ее высшего видения."
"Инициация (посвящение)
Каждый раз, когда женщина рожает, используя помощь йоги, она объединяет все ресурсы своего тела, ума и души в тотальную общность с первичными силами жизни и сознания, каждые из которых являются и индивидуальными и универсальными (вселенскими). Роды являются первичным посвящением для ребенка, и подготавливают возможность духовного возрождения для матери, ибо естественное повышение ее способностей во время такого события открывает дверь для космического общения.
Время слушать
На протяжении беременности и первых нескольких месяцев с младенцем, молодая мать приобретает так много от общения и поддержки других женщин, которые уже опытны. Это время, когда бабушки и другие старшие приходят, чтобы поделиться своим собственным накопленным опытом и мудростью.
В каждой культуре есть традиции и ритуалы рождения детей, и мы не должны слишком торопиться отказываться от них, как от суеверий.
В Индии, например, есть обычай: женщина возвращается в материнский дом на последние три месяца беременности и остается там, по крайней мере, на 6 недель после родов. Это может показаться ненужной суетой, но обычай существует и в наши дни, потому что он приносит много пользы. В материнском доме будущая мать свободна от повседневной рутины по поддержанию дома, и, следовательно, может больше отдыхать, что ей необходимо на сносях. Она имеет защиту и руководство от всех других женщин дома, которые, несомненно, следят, чтобы она следовала правильной диете, и инструктируют ее в использовании различных травяных препаратов (кашая и лехас), которые используются в Индии для здоровья как матери, так и ребенка. В этой поддерживающей атмосфере, вдали от обычных требований домашней текучки, молодая мать имеет время для размышления и медитации о своем собственном существовании и о духовной пище для ребенка.
После родов существуют другие испытанные приемы, как помочь матери восстановить физический и эмоциональный баланс. Это заведенный порядок массажа, купаний и лекарственных трав для матери, и для ребенка. Эти ранние недели в материнском доме позволяют молодой матери учиться повседневному уходу за малышом, в то же время обеспечивают ей благоприятную возможность узнать своего ребенка. Прежде, чем она восстановит свои способности для ведения домашнего хозяйства, женщина, даже самая робкая, получает уверенность в себе как матери, и страхи и сомнения уходят прочь перед реальным удовольствием жизни с ребенком.
Обычаи Индии имеют своих двойников в каждой культуре. Эта информация является наследством бабушек и прабабушек, которые зависели от таких знаний в дни, когда роддомы не были в обычае, и на долю современных женщин выпало принять это наследство и сохранить от исчезновения. Несмотря на то, что следовать всем старым советам в деталях не всегда возможно, мы можем собрать и сберечь их сущность.
Например, В Индии есть обычай: разводят крошечный огонь из каменного угля, спрыскивают его микстурой из трав и специй (самрани), чтобы получить ароматический дым. Молодая мать после купания становиться верхом над этим огнем, чтобы высушить свои волосы, которые очищаются еще и дымом, в то же самое время теплый воздух от углей поднимается вверх и вызывает сжатие матки, так что она быстро достигает надлежащей формы и объема. Вместо этого обычая, для достижения такого же эффекта, мы можем регулярно использовать практику мула бандхи через несколько дней после родов. Первоначальные обычаи могут быть стеснительными сегодня, но их сущность здорова. Если мы внимательно посмотрим, мы найдем, что сущность старых обычаев в очищенной форме находится в практиках йоги, которые удовлетворяют не только физические нужды беременной, но также и духовные.
"Пурва халасана (легкая поза плуга)
Развивает силу брюшных мышц, удаляет газ из пищеварительной системы, вытягивает мышцы поясниц, бедер и задней части ног. Тонизирует таз и почки, помогает уменьшить жир в области бедер. Предшествует и необходима для освоения халасаны. Концентрация на равновесии и дыхании, манипура чакре.
Кандхарасана (плечевая поза)
Превосходная практика для тех, у кого выскользнул диск, у кого ишиас или боль в пояснице. Облегчает боль в верхней части спины и плечах. Растягивает живот и тонизирует органы таза и почки. Полезна для освобождения от болей в спине и запорах во время беременности. Предшествует освоению чакрасаны. Концентрация на дыхании живота, вишуддха чакре.
Ардха шалабхасана (половинная поза саранчи)
Оказывает помощь при ишиасе и боли в пояснице. Развивает мышцы ног и рук, облегчает запор, стимулирует кровообращение, особенно лица, улучшает его цвет. Мягко стимулирует сердце и помогает при пониженном кровяном давлении. Концентрация на дыхании в животе, вишуддха чакре.
Сарал дханурасана (легкая поза лука)
Облегчает боль в верхней части спины и плечах. Стимулирует пищеварение и удаляет жир с живота. Способствует гормональному балансу и менструальной регулярности. Полезна для астматиков, т.к. открывает блоки дыхательных путей. Подготовительная поза для дханурасаны. Концентрация на животе, вишуддха или анахата чакрах.
Джану ширшасана (поза головы к колену)
Растягивает мышцы спины и задней части ног и освобождает суставы бедер. Посылает добавочное количество крови к лицу, улучшает цвет лица. Тонизирует печень, поджелудочную железу и почки, регулирует деятельность надпочечников. Страдающие от ишиаса и выпадения диска должны избегать ее. Практикуется при подготовке к пашчимоттанасане. Концентрация на вытяжении спины и ног, свадхистана чакре.
Меру вакрасана (простая скрутка позвоночника)
Делает позвоночник гибким и способствует должному расположению позвонков. Усиливает мышцы спины и облегчает боль в спине, как вверху, так и внизу. И, следовательно, она полезна при выскальзывании диска, ишиасе и спондилите. Способствует правильному кровообращению, тонусу нервов в районе таза, что делает ее полезной во всех случаях женских проблем. Концентрация на скрутке позвоночника, манипура чакре.
Випарита карани асана (перевернутая поза)
В частности, полезна для женщин, потому что позволяет матке найти свое точное местоположение в полости таза. Необходима для тех, у кого выпадение матки, также полезна при нерегулярных и болезненных месячных. Посылает добавочное количество крови к голове и лицу, очищая кожу и устраняя усталость. Полезна при варикозе вен и при геморрое. Эта асана вытягивает шею и верх спины, облегчая боль в спине и головную боль. Быстро приносит расслабление и спокойствие. Концентрация на дыхании у пупка, вишуддха чакре.
Ширшасана, стадия 1 и 2 (стойка на голове)
Приносит добавочную кровь к лицу, улучшает цвет лица и делает глаза яркими. Оказывает влияние на мокротную железу, главную железу, которая контролирует всю гормональную систему. Усиливает шею, плечи и мышцы рук в подготовке к полной ширшасане и развивает чувство равновесия, когда тело перевернуто. Должна быть освоена, прежде чем перейти к полной ширшасане.
Бхастрика бранаяма (дыхание кузнечных мехов)
Эта пранаяма полезна для женщин при родах после нескольких месяцев соответствующей подготовки. Бхастрика уменьшает уровень углекислого газа в легких. Это превосходная практика для астматиков и всех, кто страдает от других легочных расстройств. Она устраняет воспаление в горле и любые скопления слизи. Она балансирует и усиливает нервную систему, создавая мир, спокойствие и однонаправленность ума при подготовке к медитации. Концентрация на дыхании, движениях живота, манипура чакре.
Нади шодхана пранаяма (очищение психической сети)
Обеспечивает питание всего тела кислородом. Углекислый газ эффективно удаляется, и кровь очищается от токсинов. Мозговые центры стимулируются для работы в их оптимальном режиме. Она также создает спокойствие, чистоту мыслей и концентрацию и рекомендуется для тех, кто связан с умственной работой. Она очищает пранические блоки и уравновешивает ида и пингала нади, побуждая энергии течь в сушумна нади, что ведет к состоянию глубокой медитации и духовного пробуждения. Концентрация на дыхании и счете, аджна чакре.
Чакрасана (поза колеса)
Обеспечивает мощное сжатие пищеварительной и репродуктивной систем. Сжимает как низ спины, так и область между лопатками, облегчая боль в спине. Влияет на щитовидную железу, яичники, надпочечники, почки, восстанавливает баланс всей гормональной системы. Особенно важна для женщин. Делает тело легким и энергичным. Концентрация на манипура чакре.
Бхуджангасана (поза кобры)
Облегчает боль в пояснице вследствие выскальзывания диска или менструации. Открывает заполненные кровью дыхательные пути и особенно полезна для астматиков. Стимулирует почки, помогает удалять воду из организма, полезна при обильных выделениях из влагалища, болезненных менструациях и при отсутствии месячных. Балансирует секрецию щитовидной железы и повышает физическую энергию. Концентрация на свадхистана чакре.
Шалабхасана (поза саранчи)
Усиливает органы таза и поясницу. Тонизирует седалищный нерв, облегчает ишиас средней тяжести, выпадение диска и боль в спине. Стимулирует сердце и кровеносную систему. Помогает при пищеварительных расстройствах. Концентрация на вишуддха чакре.
Дханурасана (поза лука)
Облегчает боль в спине, шее и головную боль. Делает позвоночник гибким. Усиливает все мышцы спины. Помогает уменьшать отложения жира на животе, усиливает брюшные мышцы, удаляет газы, запор, несварение. Но если у вас язва желудка, избегайте эту позу. Тонизирует печень и полезна в случае диабета. Открывает дыхательные пути в груди, облегчает бронхиты и астму, имеет значительное влияние на гормональную систему и уменьшает менструальные трудности. Влияет на вишуддха, анахата и манипура чакры. Концентрация на анахата чакре.
Пашчимоттанасана (поза вытяжения задней части тела)
Необходимая контрпоза к предшествующим позам, с прогибам назад. Усиливает мышцы ног и спины, освобождает бедренные суставы. Полезна при диабетах и пищевых расстройствах. Устраняет запор. Стимулирует почки и надпочечники, наполняя их жизненной энергией. Имеет сильное влияние на органы таза и нервы, помогая при всех видах менструальных и менопаузальных расстройств. Быстро расслабляет ум, утишая гнев и принося спокойствие. Концентрация на свадхистана чакре.
Ардха матсиендрасана (половинная скрутка позвоночника)
Расслабляет и усиливает мышцы спины, плеч и рук. Удаляет скованность позвоночника, корректирует расположение позвонков и тонизирует позвоночные нервы. Массирует брюшные органы, улучшая пищеварение и уменьшая прилив крови к репродуктивной системе. Тонизирует поджелудочную железу и печень, помогая при диабетах.
Сарвангасана (стойка на плечах )
Влияет на щитовидную железу, балансируя ее секрецию с влиянием на весь метаболизм. Регулирует пропорциональный рост тела и распределение веса. Облегчает варикоз вен и геморрой. Поддерживает соответствующую температуру тела, высокий уровень физической жизненности и эмоциональный оптимистический взгляд. Концентрация на вишуддха чакре.
Ширшасана (стойка на голове)
Рассматривается как наиболее важная из всех асан, влияющая на все аспекты физического и эмоционального функционирования. Увеличивает прилив крови к мозгу, принося ясность ума и преодолевая усталость. Уменьшает задержание воды в организме и предменструальный прилив крови к тазу. Тонизирует все внутренние органы и создает глубокое расслабленное дыхание. Что наиболее важно, регулирует работу щитовидной, шишковидной и мокротной желез, которые контролируют гормональную систему. Имеет большое значение для физического и психического здоровья женщин. Концентрация на чидакаше или сахасрара чакре.
Халасана (поза плуга)
Контрпоза к сарвангасане и ширшасане. Вытягивает мышцы ног, бедер и спины. Облегчает боль в верхней части спины и пояснице. Не использовать тем, у кого ишиас и выскальзывание диска. Влияет на щитовидную и паращитовидную железы, способствует физической жизненности и эмоциональной стабильности. Регулирует пищеварение, помогает при диабетах, геморрое. Улучшает кожу лица, снабжая кровью голову. Создает расслабление и спокойствие. Концентрация на вишуддха чакре.
Бхастрика пранаяма (дыхание кузнечных мехов)
Полная практика соединяет противоположности ида и пингала нади. Удаляет тамас, гармонизирует ум, Расслабляет дыхание, начинает процесс пратьяхары при подготовке к медитации.
Нади шодхана пранаяма (очищение психики)
Применяем пропорцию 1:1:2, в дальнейшем развитии этой пранаямы использовать антар кумбхаку. Существенна для очищения пранической сети, как для физического здоровья, так и психической стабильности. Уменьшает страхи, приносит спокойствие и оптимизм. Помогает достичь пратьяхары и высшего осознавания чидакаша, как подготовку для медитативной практики.
Маха бандха (большой замок)
Включает мула, уддияна и джаландхара бандхи. Перенаправляет психическую энергию от нижних чакр к высшим. Исходный пункт для одной из самых важных практик кундалини крия йоги. Превосходная подготовка для медитации."