- Почему со временем, а я пытаюсь заниматься 7 лет, постепенно пропадает наполненность в асанах. Пытаюсь дорабатывать силовыми упражнениями, ухожу в глубокое расслабление, а какая-то пустотность остается. Физический прогресс в свои 43 налицо, но такое впечатление, что самое основное я упускаю. Комплексы я интуитивно постепенно изменил. Не могу понять, что я делаю неправильно.
А почему вы асаны связали в своем уме с наполненностью? Ничего не приводит к цели. Все цели иллюзорны. Но чтобы понять это в йоге, надо действовать очень интенсивно и набить очень болезненные шишки. Нельзя ничего делать наполовину. Надо делать тотально и не получить результат. И когда вы не получите результат, йога может случиться! Потому что она никуда и не уходила - это вы блуждаете все по своим асанам. Если актуальное переживание возникло в какой-то асане пару раз - это не значит, что так будет продолжаться вечно. Посмотрите на йогу более широко - не только как на набор асан, а пошире. Забудьте о том, чему вас научили, и попробуйте сделать то, что вы давно хотели сделать, но боялись.
Физический прогресс? Вивекананда умер от рака.
- Как правильно проводить 40-дневное голодание? Я имею в виду, первые 7-10 дней сухие, потом я пью воду. Сколько воды мне надо будет, какие длительности сухих и "мокрых" дней? Мой рекорд - это 7 дней без воды, я не могу пока питаться праной, и в голодание верю, прежде всего, на физическом уровне, как механизм самоочистки организма.
Среди нас есть врачи? Очистки от чего? САМО очищение, говорите, - механизм, вы знать хотите.
- Расскажите, пожалуйста, о том, из каких основных составляющих складывается ИСКУССТВО НАБЛЮДАТЬ, а также о структуре этих компонентов. Не могли бы Вы назвать основные качества НАБЛЮДЕНИЯ? Например: наблюдение нужно делать тонко, без усилий и т.д. Какая мотивация у НАБЛЮДЕНИЯ? Неужели только жажда познания?
Это один из наиболее сложных и наиболее важных вопросов для меня. Очень многое должно быть учтено, чтобы наблюдение стало работающим, поэтому я боюсь оказаться несостоятельным в плане выражения тонких упражнений души.
Первое, что стоит понять: ничего не существует, есть бесконечное пространство для игры сознания. Оно может быть в теле, оно может быть вне его, занимать любые формы в пространстве и любое время!
Второе - это фактор тела. Обладая столь мощным приемно-передающим устройством, каковым является тело, мы получаем нагромождение субмодальностей во внутреннем пространстве. Поскольку тело имеет величины субъективного измерения, такие, как ощущения, чувства и эмоции и т.п. Создавая тем самым голограммы.
Третье. В силу наших верований и установок мы привыкли задействовать наши чувства в очень узком спектре, не представляя даже, что для наших эмоций и других “факторов субъективного измерения и оценки реальности” существует безграничное пространство возможностей и свободы.
Из всего вышеперечисленного многое становится очевидным.
1. Любая психотехника, медитация является лишь условным приемом, позволяющим организму делать доступными все измерения внутренней реальности.
2. Когда все техники становятся исследованными, а “внутреннее” пространство обжито полностью, надобность в технике отпадает, так как сознание уже овладело функциями изменения тех или иных параметров: места, времени, качества энергии.
И теперь мы задаемся вопросом: собственно, что же остается? А ничего, свободное сознание, которое принимает или создает ту форму, пространство, качество энергии, места и более тонких параметров, которые вам необходимы в вашей игре.
Надо не забывать о таких простых примерах, как опыт отшельников всех времен и народов. Вы что, думаете, первые христианские святые носили с собой кучу книг, свечи и иконостас? Или даосы ходили с кучей книг подмышкой? Возникает резонный вопрос: каким образом подобные люди достигали развития, не обладая при этом ни особыми книгами, ни особыми секретами, ни свечным заводиком? Не зная текстов молитв, не понимая сути конфуцианства. Все, что у них было - это поиск в их руках и главный инструмент поиска - НАБЛЮДЕНИЕ. И этого было достаточно!!! Бог - это не торговец, у него нет монополии на знания, как если бы те люди, которые владели текстами йоги и Тантры, знали, а другие нет. Существование позволяет развиваться каждому в любом месте!!! Бог - антимонополист.
Итак, наблюдение не имеет качества, так как оно является сеткой в бесконечном пространстве, куда можно нанизывать все, что угодно, образуя пресловутые связи как внутри своего пространства, так и между людьми. Иначе говоря, какое качество туда пропишете, такое и получите.
На первой стадии наблюдения человек получает осознание приходящих и уходящих чувств, грубых эмоций и понимания природы своей эмоциональной жизни. Это совсем не означает, что человеку следует отключить свои чувства или быть свободным от них. Это зависит от той игры, которую вы выбрали. Чтобы игра была интересной, нужны чувства, мотивы и приколы. Но, осознав природу своих чувств, вы получаете способность двигаться за их пределы. В область тонких ощущений, в медитативную жизнь.
Осознанность начинает проникать во все сферы вашей жизни, в каждое ваше движение, в каждую вашу мысль. И тут важно действительно добиться того, чтобы внешнее наблюдение было легким, спонтанным и не напряженным. Контролируя вашу внутреннюю жизнь и чувства, ваше наблюдение может стать хорошим инструментом по накоплению энергии. Когда вы формируете внутри себя некое стабильное пространство, можете называть его покоем или гармонией, которое начинает нарастать и увеличиваться внутри вас, независимо от внешних факторов раздражения. Это значительно усиливает вашу энергетику. И вся система становится готовой к очередному прыжку. Часто это возвращение к своим корням, согласие с природой, осознавание себя частью большого целого. Понимание того, что ЗНАНИЕ не является ДОСТИЖЕНИЕМ. Того, что знание - это часть естественного праздника существования. Когда осознается неразрывность между вами и Существованием, вы начинаете “получать” дополнительную силу свыше, развивая свою энергию дальше. Вы перестаете искать внешних вещей, книг или речей мастеров. Вас ведет интуиция, вы становитесь в состоянии чувствовать мастерство других людей. В этот период многие нуждаются в Мастере в силу необычности переживаний и некоего отчуждения от толпы. И они уже в состоянии отличить вибрации, исходящие от пробужденного существа Мастера от просто болтуна. Но Мастер не всегда нужен, чаще всего Мастер необходим, чтобы защитить ученика от чуждых влияний, пока он копается в себе. Инициировать высшие центры, если они включаются неадекватно. Ну и просто, чтобы человек не заснул снова. Если же Мастера нет, то это тоже не беда. Как говорят православные: “стучащему с плачем да откроется”. То, о чем мы говорили, это только пробы наблюдения, самое начало, когда люди тыкаются, пока не обретают костяк своего наблюдения.
...Часто говорят о наблюдении как о цепочке: бдительность/наблюдение объекта познания/ слияние с объектом познания/отсутствие субъекта и объекта. Это не совсем верно. Это верно, когда мы говорим о том, насколько наше сознание может быть пробужденным, и это неверно, если такие факторы принимаются как самоцель. Познание и познающий слились вместе – если это самоцель, то это тоже отягощение, которое было прежде. Сознание человека полностью свободно, и трактуя тексты, надо всегда иметь это в виду. Если, конечно, вы не решили законсервировать себя в самадхи лет этак лет на триста, тогда возможно, что это будет вам полезным. Но я в этом пользы не вижу, это та же несвобода.
У наблюдения нет мотивации, само наблюдение и есть энергия, то есть оно самодостаточно в том смысле, что является бесконечным источником энергии. Не обладая наблюдением, человек не в состоянии познать радость бытия, так как он и существование будут разделены. Разделены различными умственными и эмоциональными дефектами, приобретенными от среды, которые исчезают, когда внимание направляет свет самосознания в эти области.
Жажда познания – это полный бред с точки зрения самого знания. Только избавляясь от этой жажды, человек может ощутить те энергии и качества, которые окружают его. Свет солнца, чистоту свежего воздуха, чистоту души, безграничность возможностей бдительного ума. Если человек устремлен на жажду познания, он станет гипертрофированным интеллектуалом, лишенным непосредственных переживаний, трансформирующих всю глубину человека. Самопознание – это дефект ума. Все, что действительно раскрывается в человеке, требует возврата к себе как к таковому, а не фокусировку энергии на одном аспекте ума, путь даже таком привлекательном, как жажда знания. Это показывает нам, что наблюдение не должно быть сосредоточено на чем-то одном, а быть равномерным по всей поверхности возможных объектов.
Наблюдение бывает внутренним и внешним: во внешние системы и во внутреннее пространство. И имеет множественность позиций: внутри системы, снаружи системы, внутри двух и более взаимодействующих систем, снаружи двух и более взаимодействующих систем, многомерное. В любом случае, правило о том, что нельзя познать систему, находясь внутри нее, - забывать нельзя! Духовное развитие, как этот термин здесь понимается, это движение от осознания плотного к осознанию более тонкого, от центра до самых границ, от бесконечности к неограниченной свободе. Разумеется, на этом пути сознания наблюдателя встречает множество различных энергий и сущностей. Когда наблюдение тонко, внутреннее пространство человека открыто. И это создает опасность для ищущих!!! Раньше человек был только в грубом внешнем наблюдении, контролировал всю ситуацию. А когда наблюдение становится тонким, человек становится незащищенным до тех пор, пока не окрепнет. Открывая тонкое наблюдение, человек может чувствовать немотивированные желания, изменение настроения без причины, чужие мысли. По большому счету, мы так и живем за счет чужих влияний, коллективных астроидей, мыслей сильных личностей, сущностей параллельных миров. Поэтому познание тонкого мира - это этап очищения человека. Не в том смысле, чтобы избавиться от чего-то, а в том, чтобы оставить необходимое и избавиться от лишнего. Наблюдая тонкий мир, человек на какое-то время может быть опустошенным, так как наблюдение часто снимает с человека эту механистичность тонких носителей. Он будет опустошенным до тех пор, пока сам не станет творцом своей жизни, генератором энергии и действий. Настоящее очищение - это не стремление к святости, а способность наблюдать и осознавать чужеродные влияния, без них душа человека и так чиста. Если святость - это фетиш, то от него попахивает инквизицией и очередной идеей, а идеи имеют тенденцию расти и бороться за свое существование. Бороться за свое мясо(тела людей) и за свое пространство.
Медитация по отношению к наблюдению является чем-то похожим на регулятор высоты. Если использовать такую аналогию: вы не можете наблюдать движение на дороге целиком, если не подниметесь на какую-то высоту над ней. Медитация поднимает человека над его чувствами и расширяет пространство наблюдения. Благодаря медитации человек может описать взаимодействия в системе. И более того, когда медитация становится тонкой, она позволяет наблюдению человека стать голографическим и наблюдать все внутреннее пространство в шести направлениях естественно. Так как многомерность - это естественная, но утерянная человеком способность наблюдения. Своим голографическим внутренним видением человек может наблюдать источники своих вибраций, чакры. Становление энергии к верхним центрам, движение кундалини. И многие другие субмодальности, не описанные в книжках по эзотерике в силу того, что логический язык слаб в описании высших многомерных переживаний. Хотя можно сказать, что они имеют форму, объем, силу и качество, и даже свои стратегии.
Но так или иначе, путешествие к наблюдателю заканчивается. Все уголки становятся осознанными. Усилия становятся не нужными. Энергия становится независимой. Человеку уже не нужны ни пути, ни эзотерика. Он просто решает, как ему расширяться в этом дальше, выбирает ту форму игры, которая ему ближе, и наслаждается этим максимально!
...И я сейчас скажу ужасную новость - даже этот пройденный путь наблюдения не помогает просветлению, просветление выше всего, что можно описать, придумать или сконструировать. Оно неизмеримо и неописуемо.
- Часто говорят о пробуждении, как о способности легко двигаться от полного отождествления до полного разотождествления. Если сформулировать такую цель, то каковы будут конкретные шаги? Тренировка гибкости мышления (нахождение множества выборов?), умение видеть ситуацию из других позиций?
Человек вообще не может видеть систему, если находится внутри нее или внутри переживания.Поэтому вопрос-то не в разотождествлении или в отождествлении: и то, и другое - это инструменты для развития, ведь развитие - это самосознание. Если разотождествление с процессом помогает вам увидеть его в целом и осознать структуру – тогда такое разотождествление будет вам полезным. А если разотождествление вы выбрали самоцелью, то постепенно вы превращаетесь в пень с глазами, бездушный, бесчувственный, отстраненный, иступленный ум. Важно использовать разотождествления для познания, развития самосознания, а не само по себе. Чем больше человек способен разотождествиться (на какое-то время), тем большую систему он в состоянии увидеть. С десятого этажа можно увидеть, как устроена улица и как работает перекресток, а с высоты самолета – можно познать Землю! Будды обладают настолько сильной способностью наблюдения со стороны, что в состоянии увидеть структуру самой большой системы – жизни!
Так что пробуждение - это не способность разотождествляться, а способность с помощью разотождествления получить навык наблюдать и понимать как можно большие системы.
Что касается отождествления, то оно имеет другой характер. Оно может быть полезным, если вы хотите научиться излучать определенную энергию с такой силой, чтобы другие могли почувствовать это. В способности точного отождествления кроется способность человека передавать излучения, сигналы, мысли. Отождествление может служить сильной защитой человеку, когда он только начинает духовный путь: если он умеет точно настраиваться и отождествляться с выбранным объектом защиты, этот объект может манифестироваться в его внутреннем пространстве. Отождествление тоже дает стимул к осознанию, потому что натренированное отождествление позволяет человеку легко и по своему выбору включать те или иные энергии.